Подписка на RSS

Святослав Борисенко: «Учите Maya!»

интервью MayaСегодня, автор блога и ваш покорный слуга встретился с одним из лучших преподавателей, которых я знаю, в области трехмерной графики и анимации, кроме всего этого он отличный фотограф. Этот человек Святослав Борисенко. Он  же ведет профессиональный курс трехмерной графики Autodesk Maya 2010 в Национальном Университете Радиоэлектроники в славном городе Харькове.  Завязался разговор и я решил взять эксклюзивное интервью у этого отличного, приветливого человека.

GerSer: Здравствуйте, Святослав. Вы ведете уникальный для Харькова курс в направлении трехмерной графики и анимации. Что Вы можете рассказать о состоянии дел в этой индустрии?

Святослав: Зачем спрашивать – мы ведь в одной стране живем. Состояние CG-индустрии в нашей стране можно сравнить со старателями на золотодобывающий рудниках в Америке, лет 100 назад. Отчаянные люди добывают золото в невыносимых условиях. Ведь основной потребитель такой продукции это телевидение, кинематографические студии, инвесторы в компьютерные игры и т.д. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но все эти направления в ужасном состоянии. В последние годы дела немного налаживаются, но это в основном в Киеве.

GerSer: Вы работаете с Autodesk Maya, но мне почему-то кажется, что большинство используют 3ds Max. Чем обусловлен такой выбор?

Святослав: Вы меня провоцируете на «религиозный» спор. :) Maya – профессиональная программа, которая изначально разрабатывалась для работы над крупными проектами в студиях. В Maya работают самые именитые студии мира и, я уверен, что их выбор основан не на субъективных пристрастиях руководства. Если говорить о серьезных проектах, то о Max’e говорить не стоит вообще. Он применяется в узкой нише архитектурной визуализации. Так сложилось исторически и так позиционирует себя Autodesk. 3ds Мах более дешевая программа и если задачи по проектам сводятся к простенькому моделированию – зачем платить больше.

GerSer: А Вы смогли бы описать в процентном соотношении, в каких областях задействованы Maya и 3ds Мах?

Святослав: Не стану ничего от себя выдумывать, т.к. получить сведения, которые хотя бы немного приближались к действительности, было бы очень не просто. Я приведу слова Европейского представителя компании Autodesk, который на конференции в Москве очень конкретно ответил на этот вопрос. В индустрии кинопроизводства, рекламы, телевидения, клипмейкерства и т.д. Maya занимает доминирующее положение. В индустрии производства игр Maya и 3ds Мах делят рынок практически пополам. А в сфере дизайна и визуализации 3ds Мах занимает ведущие позиции.

GerSer: Но есть же еще XSI, Rhinoceros, Blender, CINEMA 4D, Houdini. Как же определиться?

Святослав: Даже вооружившись примитивной логикой, можно предположить, что научившись водить болиды, потом не составит труда пересесть на другую машину. Если человек изучит Maya, для него не останется больше никакой программы компьютерной графики, которую он не смог бы потом выучить самостоятельно и в кратчайшие сроки.

GerSer: А можно это как-то пояснить?

Святослав: Maya – это программа, которая обладает удивительным набором инструментов по моделированию, анимации и рендерингу. Но главное то, что мы ведь на курсе не только кнопки нажимать учимся, но докапываемся до сути и изучаем принципы. А все программы 3D-графики построены на одних и тех же принципах — математика для всех одинакова. Так что, изучив Maya, вам не составит труда сменить профиль, если потребуется.

GerSer: Но одной Maya не достаточно для создания законченного продукта.

Святослав: Так и есть. Maya – это платформа. В ней создается львиная доля работы, а затем,  в зависимости от поставленных целей, доводится в других программах. Детализацию удобно выполнять в Zbrush или Mudbox, для реализации растительности лучше всего работать в E-one Vue, для создания анимации жидкостей или разрушений используется соответственно RealFlow или плагинчик BlastCode. И так далее. Существуют десятки программ. Собственно наш курс так и выстроен, чтобы охватить весь pipeline производства. Мы даже захватываем Photoshop и композитинг, представленный программой Adobe After Effects.

GerSer: Еще такой вопрос. Вы выдаете какой-то сертификат?

Святослав: Да, конечно! После окончания курса выпускники получают сертификат государственного образца «О повышении квалификации». Но главное — в целях нашего курса мы ставим единую планку в образовании – умение выполнять конкретно поставленные задачи. Это ценнее любого сертификата. От всех, кто после курса устраивался на работу, требовали не сертификат, а просили предоставить свое портфолио и давали тестовое задание. А когда ты один на один перед таким заданием, сертификат даже самого Автодеска тебе не поможет. Можно, конечно, стучать в него, как в бубен при шаманском обряде, но не уверен, что это как-то повлияет. Но если при наличии знаний есть еще и документ – это явно плюс. Я лично встречал фирмы, которые указывали в требованиях на вакантное место наличие сертификата об образовании. Это говорит о том, что работодатель понимает, что люди прошедшие системное обучение имеют преимущество перед самоучками.

GerSer: И как Вы оцениваете, достиг студент «планки» или нет?

Святослав: Апофеозом всей работы на нашем курсе является создание маленького короткометражного ролика. Это или авторский проект, или ребята собираются командой и делают что-то совместными усилиями. В сущности, получается такой маленький Pixar, т.к. такая команда проходит все стадии реального производства – пишет сценарий, рисует раскадровки, моделирует, анимирует, рендерит, подбирает звуки, собирает все это потом в программе композитинга. И сценаристы, и режиссеры, и аниматоры – все в одном лице. Это увлекательно. Не скажу, что все во время заканчивают эти ролики. Часто эти работы получаются смешные, недоработанные, потому что нет оборудования, времени, сил. Но это все равно хорошие результаты!

GerSer: А где их можно посмотреть?

Святослав: Часть работ выложена на http://3dmaya.com.ua, часть находится в «сокровенных» архивах наших курсов и ждет своего часа.

GerSer: Святослав, а есть еще учебные заведения, которые обучают компьютерной график?

Святослав: Могу с долей ответственности сказать, что в Украине нет больше такого уровня образования, как в нашем университете. Есть «Перша Студия», которая дает 35-часовой курс «профессионал». Я поверю, что обучиться кройке и шитью можно за 35 учебных часов, а работать в направлении 3D с уровнем «профессионал» – нет. Еще более вычурный вариант – Москва. Там вообще 5 дней занятия! Например, курс базовой анимации по Maya, пять рабочих дней за 15000 р. При всей авторитетности Москвы, даже если там будет читать эти лекции «гений анимации» в одном лице с «гением педагогики» — вы не охватите того объема инструментов, который заложен в Maya. Даже, если вы и «гений запоминания», могу уверенно сказать, что если тут же тщательно не отработать каждый нюанс, не наступить на каждые грабли, все забудется в одночасье.

Сейчас такое время  – время глобализации. Главное  – это упаковка и реклама, а  что «под кастом» – никто не будет разбираться. Назовемся суперунивером или академией, пусть даже в кавычках, раздадим всем синие майки, устроим всем вечеринку, концерт и вручим сертификаты с суперштемпелем. А что еще надо? И сидит потом этот студентик этой суперакадемии в своей синей майке перед своим обрамленным сертификатом и думает: «Время провел хорошо, деньги на учебу потратил, а почему же я ничего не умею делать!»

GerSer: А у вас сколько часов обчуние?

Святослав: У нас весь курс длится 536 часов, плюс около 4-х недель «домашнего креатива» — самостоятельная отработка тем моделирования, рендеринга и анимации, а также около месяца выделяется для создания дипломной работы в виде короткометражного ролика, я уже рассказывал. Именно практике уделяется пристальное внимание. Теоретические выкладки незакрепленные в работе очень быстро «выветриваются» — доказано опытом.

GerSer: А почему лучше на курсы ходить, чем дома учиться? Сейчас много доступного материала, видеоуроков.

Святослав: Лучше все-таки и на курсы ходить и дома еще учиться. Почему-то так получается, что когда попадаешь уже на работу – учеба замораживается. Если ты попадаешь уже в струю, и каждый час работы – это твой прямой заработок, тратить время на обучение не получается. Надвигающиеся «релизы», дедлайны, иногда ночной график – такова, порой, суровая реальность CG-художника. Объем работы сейчас значительно превышает возможности ее реализации. Потому что полет фантазии режиссеров значительно отличается по ресурсам от возможностей воплощения ее на экране.

GerSer: Вы хотите сказать, что сейчас много работы для 3D-шника? Почему же тогда не наблюдается ажиотаж?

Святослав: Во-первых, много работы для хорошего 3D-шника! Работу никто не доверит дилетанту. Сейчас свой профессионализм нужно беспристрастно и рьяно доказывать всеми средствами. Многие фирмы сильно погорели в свое время на том, что брали в свои студии непрофессионалов с надеждой, что те постепенно доучатся. А в результате – сорванные сроки, потеря репутации, колоссальные расходы и т.п. Но время такое было. Достаточно было уметь замоделировать какой-нибудь автомобильчик в «максе», отрендерить его народным рендером V-ray, чтобы блестело и отражало, и ты уже был на уровне космонавта или физика-ядерщика. Это наш путь развития – через боль. На западе, конечно, все планируется и подсчитывается.

А, во-вторых, ажиотаж  все-таки наблюдается. Но у тех, кому уже доверяют работу. Вот вам реальные примеры. Наш выпускник из первого потока 2 года назад устроился в Киеве в маленькую студию 3d-графики и постпродакшена. Это была команда из нескольких человек, специалистов, полных энтузиазма. Сегодня это уже студия, где работает около 30 человек, а контракты заключены на год вперед. Другая команда наших ребят, образовавшая эдакую «фриланс группу» и уже завоевавшая авторитет, просто трещит от заказов.

GerSer: Что Вы можете пожелать нашим читателям?

Святослав: Превратите ваше увлечение трехмерной графикой в профессию. Одну из самых перспективных профессий, одной из самых расширяющихся отраслей! Учите Maya!

7 комментариев на «Святослав Борисенко: «Учите Maya!»»

  1. Отличное интервью!
    Сережка — молодец, что опубликовал!
    И отдельная благодарность Святославу за чудестный курс Майки
    и за то, что меня с ней познакомил :)

  2. а сколько стоит у него обучение ?

  3. Blender рулит !!! Хотя бы потому что openSource…
    А за 4 штуки баксов сами покупайте эту майю …

    • Аналогично можно сказать и про ВАЗ и BMW.
      «ВАЗ рулит! Хотя бы потому, что в 10 раз дешевле. А за n тыс баксов сами покупайте эту BMW». : )

  4. Хорошое интервью. Мотивирует на продолжение того, что начал. А точнее глубокое и профессиональное изучение продукта Maya. На самом деле для меня это не напряг. Люблю Майку!))

  5. Otkrovenniy piar svoih kursov.

Ваш отзыв


Video Tutorials